...на всю голову
Сегодня 8 сентября С-Петербург отмечает День памяти жертв фашистской блокады..

8 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады...фашистам замкнуть кольцо помогли финны (в блокаде участвовали немецкие, финские и испанские войска), хотя Маннергейм конечно переживал.. (для него Петербург еще оставался тем "царским" Петербургом.. столицей, в которой он служил царю и российскому Отечеству....)
Блокада Ленинграда - одна из наиболее черных страниц истории, которую кстати оч. долго преподносили не так уж правильно.. (первое время ее вообще пытались "замолчать", потому как позор, что )... или делали акцент на то, что это "подвиг" - люди сами решили не пускать немцев и умирать, но свободными. это тоже легкая натяжка, потому что большинство жителей хотели уехать из города, и уж детей своих точно отправить в эвакуацию... (и большинство детей сперва эвакуировали..но... в Ленинградскую область... и потом вернули в Ленинград...на верную смерть). Жители бежали через нем. окопы, но у немцев был приказ "не пропускать"... так как среди жителей могли быть и шпионы, которые потом вырвавшись из окружения доложат о силах и расположении противника...
в общем страшно все....

читать дальше(

Блокада длилась 872 дня...(с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года)
годы жизни в изоляции, голодные годы в разрушенном городе...

читать дальше
читать дальше

ну а теперь вставлю кусочек про Пискаревское кладбище - где сегодня будут одни из основных траурных мероприятий.. ведь именно сюда свозили мертвых в блокаду..... некоторые уже читали кусочек этот....он из цикла "кладбищенских историй"....
читать дальше

@темы: гнусь и морось, абырвалг

Комментарии
08.09.2009 в 13:13

Добрый садист.
спасибо за пост.
08.09.2009 в 16:25

...на всю голову
Дополню, что как и Москву Гитлер хотел сравнять город с землей...т.е. приказал, чтобы артиллерийские обстрелы были жестокими, не щадили историч. центр и вообще пусть останутся одни руины...
Гитлеру писали, что из города тянутся гражданские беженцы, они наводнили передовую и даже нем. окопы.. Генералы пишут, что продовольствия, чтобы кормить их у них нет... и уже самим не хватает... Фюрер приказал "отправлять беженцев на неприятельскую территорию, вытеснять из окопов под угрозой смерти... (интересно и то, что многие предпочитали погибнуть от пули, а не от голода..)
Да а вот фактики уже не в нашу пользу... некоторые питерские предместья от немцев защищали мальчишки... курсанты...(об этом вы наверное слышали... ну и про то, что дети гасили зажигательные бомбы на домах... все так... просто Санкт-Петербург оказался городом "стариков и детей" - иждивенцев... на фрон ушла большая часть работоспособного населения... и известно, что военный комиссариат принял решение - защищать город, как плацдарм, но гражданское население - на 70% те самые иждивенцы.. уменьшить нормы выдачи до минимума, у них все равно нет шансов..
да и еще большинство дворцов под Петербургом спалили не немцы... их спалили наши уходя.. это был секретный приказ - нельзя было оставлять "квартЕры", где мог зимовать противник... вывезти ничего не успевали... дворцы сжигали прямо с картинами, гобеленами, статуями, мебелью.... мы потеряли тогда огр. часть Петербургского царского наследия... немцы писали - мы входим в уже сожженные царские палаты...ничего нет, пол обваливается прямо под ногами, все сожжено.. какое варварство... некоторые из этих дворцов и не понадобились немцам, немцы туда не дошли и не собирались... но их все равно сожгли "на всякий случай"... (иногда командиры вывезя как можно больше вещей себе, признавали объект" подлежащим уничтожению")... образованные солдаты, особенно перетбуржцы плакали, когда подкладывали взрывчатку или поджигали эту красоту...
не знаю оправдано ли такое варварство.. впрочем мы же и Москву палили... (кстати самое интересное, что вот в замки аристократии в Германии наши солдаты входили спокойно..) никто и не думал "подпалить", чтобы не досталось врагу... оставлялось все даже простыни... солдаты любят вспоминать, как красивыми платьями нем. баронесс танки чистили... (правда потом пришли девушки-связистки и платья-то отобрали, еще и ругали долбо...в неграмотных..
08.09.2009 в 16:28

Добрый садист.
да и еще большинство дворцов под Петербургом спалили не немцы... их спалили наши уходя.. это был секретный приказ - нельзя было оставлять "квартЕры", где мог зимовать противник... мне это напоминает ситуацию с Киевом... так уничтожили Крещатик и чуть не спалили Лавру. Гасили ее, кстати, немцы.
08.09.2009 в 16:41

...на всю голову
такая ситуация была во многих городах.. да Киев был одним из "первых пострадавших".... палили часто совсем перед приходом немцев...не вывозили ничего.
Петербург к осаде, да и вообще к отпору был не готов..эвакуация была плохо организована ..
Сталин говорил Жукову, что город видимо не удастся отстоять и можно считать его потерянным... так что.. сами понимаете.. брошенный умирающий город... (нужно было отстаивать Москву...)
13.12.2009 в 19:12

Вадим Шефнер
Шиповник
Здесь фундаментов камень в песок перемолот войной,
В каждой горсти земли затаился смертельный осколок.
Каждый шаг продвиженья оплачен кровавой ценой —
Лишь девятой атакой был взят этот дачный поселок.

Ни домов, ни травы, ни заборов, ни улицы нет,
И кусты и деревья снарядами сбриты с размаху,
Но шиповника куст — не с того ль, что он крови под цвет,
Уцелел и цветет среди мусора, щебня и праха.

Стисни зубы и молча пройди по печальным местам,
Мсти за павших в бою, забывая и страх и усталость.
А могил не ищи... Предоставь это дело цветам —
Все видали они, и цвести им недолго осталось.

Лепестки опадают... Средь этих изрытых дорог
Раскидает, размечет их ветер беспечный и шалый,
Но могилу героя отыщет любой лепесток,
Потому что и некуда больше здесь падать, пожалуй...

1943
Ленфронт
13.12.2009 в 19:53

Еще вспомнилась одна история, рассказанная Валентиной Леонтьевой, которая также пережила блокаду.
Кажется, в ее рассказе речь шла о Москве, где она жила после войны. Возле ее дома пленные немцы ремонтировали дорогу. Она подошла к охранникам и попросила отпустить с ней одного из пленных – самого щуплого и немощного, чтоб накормить его. Охрана не стала возражать, и девушка привела немца на кухню, налила ему тарелку борща, который тот с жадностью принялся есть.
Потом пленный задал девушке вопрос, местная ли она. «Нет, - покачала головой хозяйка, - я из Ленинграда».
Немец посмотрел на нее, положил ложку, встал и побрел на улицу. Есть в присутствии ленинградки он не смог.
14.12.2009 в 11:34

...на всю голову
да... потрясающая история... (немцам за Ленинград кстати было оч. стыдно...)

впрочем можно вспомнить Сталинград (где те же немцы в холоде и таком же голоде держали оборону...).. но конечно не столько, сколько держался Ленинград.
тут кстати с немцами сыграла злую штуку пропаганда (фашистское командование оч. подчеркивало - что вот люди в городе умирают от голода, съели всех собак, начинаются случаи людоедства).. но рез-т часто был противоположный... рядовые бойцы ведь тоже люди, и чувство вины ничто не отменяло..
28.12.2009 в 22:18

Вот здесь basik.ru/historical/1805/short/ фотографии блокадного Ленинграда.
"Знать и помнить важно".






29.12.2009 в 14:21

...на всю голову
Спасибо , сайт интересный.. причем не только блокадные фото, но и просто Второй Мировой, но и просто исторические… (вот например «цветные фото Царской России») между прочим некоторые изображенные на фото памятники арх-ры мне известны..
29.12.2009 в 15:02

Весь сайт пока не смотрела - некогда было, но закладку сделала. А открытки так вообще себе скопировала полностью, чтоб потом в спокойной обстановке разобраться. :)
А блокадные, насколько я понимаю, еще самые (даже не знаю, какое слово подобрать) "спокойные", что ли? Не те, которые зафиксировали ужас и безнадежность... Но и эти, конечно, горькие...
Опять же: за что людям столько горя и - такого горя?
06.01.2010 в 00:20

Долго искала этот материал и наконец нашла:

"...блокада.... в голодном, холодном Ленинграде, окружённом со всех сторон, радиостанция воюющего Совтского Союза транслирует на весь мир Седьмую симфонию родившегося в этот день Дмитрия Шостаковича, которая стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне"

читать дальше
17.01.2010 в 14:30

...на всю голову
да я знаю.. знаю эту историю...
симфония на самом деле великая... и велик подвиг тех, и кто исполнил, и кто пришел слушать... (кстати вроде бы вход в театр был в тот вечер совершенно свободным..)
17.01.2010 в 17:57

Я и не сомневалась, что знаете. Но мы же предполагаем, что дневник читает кто-нибудь еще, и может быть, им будет интересно познакомиться с этой темой.
Да, когда я впервые услышала о том, что в блокадном Ленинграде работали театры, была потрясена. Даже поверить трудно было. Сейчас не помню точно, но в какой-то книге упоминалось, что в городе шли спектакли театра музыкальной комедии, и в зале были зрители. ..
Действительно, таких людей сломить было невозможно.
18.01.2010 в 07:48

...на всю голову
да, шли спектакли, проводились выставки...

а чего стоят работники института Вавилова??? которые сохранили коллекцию редких сортов растений (кстати большинство из них были съедобными).. и никто не счел себя вправе украсть горстку риса.... они укрывали коллекцию железными листами, у некоторых уже не хватало сил потом поднять их... стерегли от крыс.. (крысы ест-нно набежали на институт в немереном кол-ве.... было много случаев, когда человек приходил на работу и там умирал от голода.
не представляю - рядом "возможная еда" (рис, греча и т.д.) а ты - не считаешь себя вправе взять хоть щепотку...
вот такие были люди..
24.01.2010 в 16:56

Вот правильно Вы говорите - если о чем-то начинаешь думать, информация на эту тему начинает поступать постоянно. Сегодня документальный фильм о блокаде показывали.
Рассказывали про концерт классической музыки в 1942-м году, который прерывался бомбежками. Зрители спускались в подвал, пережидали налеты, а потом возвращались в зал и снова слушали музыку. А музыканты играли.
И еще один блокадник рассказывал про симфонию Шостаковича. Он был во время войны совсем мальчишкой, и сам присутствовал в зале. Сказал, что документальная запись концерта - постановочная. Потому что зрителей в зале было мало, не более четверти мест было занято. Жители города были очень ослаблены, а сам концерт транслировался по радио. И городские власти предполагали, что едва ли ленинградцы выйдут из домов. Поэтому в зал привели военных. И только с их появлением начал работать оператор.
А еще этот дедушка, который тогда был мальчишкой, рассказал, как у спекулянтов покупал рыбу. Да, про "черные рынки" тоже был рассказ. Там можно было купить любые продукты. Жители города возмущались, почему власти не принимают никаких мер, позволяют барыгам наживаться. И еще удивлялись: почему спекулянты могут достать продукты, а городские власти - нет.
Так вот, парнишка этот на таком "черном рынке" увидел рыбу. За рыбину с него потребовали килограмм хлеба. А это был паек, рассчитанный на всю семью. Ему удалось сбить цену до полукилограмма. Правда, его предупредили, что рыбу случайно облили спиртом при перевозке, но это ничего страшного.
А когда мальчик пришел домой, мама с ужасом оценила его покупку: оказалось, что это муляж рыбы, музейный экспонат. Чтобы вернуть хлеб, парнишка решил смошенничать и перепродать рыбину. Покупатели нашлись: молодая мама с крошечной дочкой. Девочка очень хотела рыбу, и ее мама готова была отдать хлеб. Но парень передумал обманывать несчастных и начал накручивать цену, чтоб те сами отказались от покупки. Так и получилось. А рыбину парень все-таки продал проходившему мимо офицеру за сухой паек и очень быстро сбежал.
А еще рассказывали о том, как голодный город работал. И не просто работал, а выпускал оружие для фронта. Рассказывали, как по льду Ладоги уходили собранные в городе танки.
Рассказывали, как имено по утрам ленинградцы шли на работу: медленно, с передышками, с отдыхом по пути. Как же у них хватало сил?!
25.01.2010 в 11:46

...на всю голову
да.. по поводу продуктов - вообще-то известно, как "высшие чины" из блокадного города посылали своим родным в эвакуацию красную икру и шоколад.... еще как американцы сбрасывали на город ящики с сухпродуктами (это должно было поддержать тех жителей, которые практич. не могут выходить из домов за пайком... так вот ящики сразу же окружали солдаты и с оружием "защищали" от голодных жителей...
еще оч. частыми были случаи мошенничества - подделывали хлебные карточки, перепродавали карточки недавно умерших и т.д..
да, народ работал - да танки уходили по Ладоге, это общеизвестно... в конце раб. смены многие уже были не в силах уйти... по неск. ночей ночевали прямо на заводе - чтобы меньше двигаться...
эвакуация детей была оч. плохо поставлена - большинство сперва вывезли просто в Ленинградскую область... (там тоже было голодно, но были у детских садов какие-то огородики... а потом детей опять вернули в город (тех, кого не успели вывезти дальше)...

продукты поставляли, но кто их реализовывал??? распределяли так - сперва военным, защитникам города (и это правильно... хотя вот ветераны мне говорят, что когда они мальчишками защищали Ленинград - кормили их оч. плохо.. скудно... еле-еле, чтобы пулемет держали и "зажигалки гасили"... более старших военных кормили получше... но тоже не жировали..)
а "иждивенцам" - детям и старикам норму снизили до минимума... вообще говорили, что СТалин решил - город уже не удержать, так что "только поддерживать функционирование", пока его не могут взять фашисты и все... к концу блокады почти не осталось боеприпасов....
(да кстати это еще одна статья - сперва по льду Ладоги подвозили боеприпасы, только потом еду... понятно, что казалось для командования важнее...)
кстати страшная была тема - Дорога жизни - водители рисковали очень... и "жили прямо на льду", там зимой был разбит лагерь - тех, кто обеспечивал функционирование дороги, и они неск. месяцев так и жили "на льду" практически...

да и в Ленинграде были "спецпайки" с одной стороны и случаи трупоедения и людоедства с другой..
(да, иногда это казалось единственным выходом)...
кстати моя бабушка тоже рассказывала, что и не в блокадном Ленинграде, а просто от голода во время войны у них одна женщина соседскую девочку съела, нашли голову с косичками в печке - не успела спрятать... есть еще воспоминание одного писателя (сейчас уже не помню какого), его молодой друг умер.... и он приходит к его матери и спрашивает " а где друг-то , простится"... а она стоит у колодца и какое-то мясо рубит.... она - похоронили уже... он - так быстро??? а как же прощание и т.д... она - иди отсюда..
а что рубите, мамо??? Лосятину....
и он ушел... но и по костям быстро понял, что лосятиной там и не пахло, да и лосей в местности уже не водилось, все зверье повыбили за голодуху...... вот такая страшная история...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail